Новости Албании
Меню

Посол РФ в Албании дал интервью албанскому телеканалу ABC News

16 сентября 2017 года посол Российской Федерации в Республике Албания Александр Карпушин дал интервью албанскому телеканалу "ABC News".

Видеорепортаж

Посол РФ в Албании дал интервью албанскому телеканалу ABC News
Посол РФ в Албании дал интервью албанскому телеканалу ABC News

16 сентября 2017 года посол Российской Федерации в Республике Албания Александр Карпушин дал интервью албанскому телеканалу "ABC News".

1. Господин Посол, благодарю вас за это интервью. Вопрос Крыма остаётся важной темой, обсуждаемой на международной арене, при этом против России введён набор санкций со стороны США, ЕС и других стран. Не могли бы вы объяснить, что произошло в первые месяцы 2014 года?

Прежде всего я бы хотел подчеркнуть, что вопрос принадлежности Крыма для нас решён окончательно и обсуждению не подлежит. Крым вернулся в состав России на вполне законных основаниях, и ключевым моментом здесь является волеизъявление его жителей. Как известно, на референдуме 16 марта 2014 г. при явке 83% более 95% проголосовавших высказались за отделение полуострова от Украины и его вхождение в состав России. И для понимания причин такого решения важно помнить, что происходило в то время на Украине.

22 февраля 2014 года в Киеве произошёл государственный переворот. Незаконные вооруженные формирования манифестантов – участников т.н. «майдана» – захватили все правительственные здания, включая администрацию президента, дом правительства и парламент. В тот же день на митинге оппозиции было сформировано т.н. «правительство победителей», а легитимный президент В.Ф.Янукович был свергнут. К власти в Киеве пришли крайне правые силы – представители радикальных националистических кругов Украины. Одним из их первых решений стал запрет на использование региональных языков, в том числе и русского. Это явилось чистой воды провокацией и, разумеется, породило широкое протестное движение на юге и востоке Украины – в тех регионах, где на русском языке говорит и думает подавляющее большинство населения.

Хочу подчеркнуть, что первоначально эти протесты носили абсолютно мирный характер. Но, к сожалению, новые власти в Киеве не захотели искать мирное решение проблемы и предпочли применить силу против собственного народа. На подавление этих мирных протестов была брошена армия. Так вспыхнул гражданский конфликт, а по сути дела, гражданская война на востоке Украины, продолжающаяся по сей день.

В тех условиях, когда радикальные националисты представляли реальную угрозу для русскоязычного населения и предпринимали попытки направить в Крым своих боевиков, проведение референдума о самоопределении было единственно возможным способом защитить интересы крымского народа. Важно подчеркнуть, что это был свободный выбор граждан, истинно демократический процесс, который, напомню, прошёл без единого выстрела и без капли пролитой крови. То есть с точки зрения международного права, в том числе Устава ООН, то, что произошло в Крыму, было абсолютно законной формой реализации права крымского народа на самоопределение. И тот, кто этого не признаёт, не признаёт основы демократии.

2. Если я не ошибаюсь, вы родом из Крыма? Какой была ваша личная реакция на воссоединение Крыма с Россией спустя 60 лет его нахождения в составе Украины?

На самом деле я родился в Донецке – городе, который сегодня нахо-дится в центре гражданской войны на Украине и хорошо известен в мире. Поэтому то, что сейчас происходит в этом регионе, на моей родине – моя личная боль и трагедия. Там по-прежнему живут мои родственники, и я очень хорошо знаю, через что им пришлось и до сих пор приходится проходить в условиях непрекращающейся агрессии украинской армии, уже унёсшей жизни тысяч ни в чём не повинных людей. По данным ООН, там погибло более 10 тыс. человек, причём большинство из них – мирные жители, среди которых дети, женщины и старики. И всё это на фоне практически полного равнодушия со стороны западного сообщества.

Но и Крым я знаю очень хорошо, там у меня тоже есть родственники, и я часто ездил туда со своей семьёй. Когда произошло воссоединение Крыма с Россией, конечно, я испытал искреннюю радость – это было совершенно естественное чувство для любого гражданина нашей страны.

Сейчас очевидно, что воля крымчан, выраженная на референдуме, по сути, предотвратила реализацию на полуострове того же сценария, который с подачи Киева разворачивается в Донбассе. Если бы не референдум, кровопролития было бы не избежать.

3. Как обстоит ситуация с правами человека в Крыму? Что вы можете сказать по поводу критики, звучащей со стороны западных НПО, которые полагают, что ситуация ухудшилась?

Действительно, в последнее время, особенно в западных СМИ, появляется всё больше публикаций о якобы нарушении прав человека в Крыму, в первую очередь звучат обвинения в дискриминации крымских татар. С подобными заявлениями, по понятным причинам, выступают и власти Украины, и представители различных международных и общественных организаций. Непонятно одно: на какие факты они опираются?

Проблемы крымских татар возникли задолго до референдума о воссоединении Крыма с Россией, и за 23 года нахождения полуострова в составе Украины для этих людей не было сделано ничего. Сегодня же, напротив, ситуация коренным образом меняется: в Республике Крым крымско-татарский язык признан одним из государственных наравне с русским и украинским, на этом языке ведётся преподавание в школах и университетах, национальные праздники крымских татар стали общими для всего населения полуострова, восстанавливаются объекты духовного наследия, ведётся строительство соборной мечети. И ещё одно красноречивое обстоятельство: после возвращения Крыма в состав России количество татар, покинувших полуостров, оказалось ничтожно малым. Сомневаюсь, что они согласились бы там остаться, если бы против них действительно применялись репрессии.

Недостоверна и информация о якобы снижении уровня жизни в Крыму. Напротив, за последние три года наблюдался рост благосостояния крымчан. Я знаю об этом не понаслышке, а от многочисленных знакомых и родственников, которые там живут. И это несмотря на попытки киевских властей и т.н. крымско-татарского меджлиса заблокировать транспортные коммуникации и поставки на полуостров продуктов питания, электроэнергии и воды. Подумать только: блокирование продовольственных поставок, отключение энергоснабжения в зимний период – разве такое поведение свойственно государству, действительно переживающему о правах человека? Неудивительно, что после таких выходок Киева крымчане лишь ещё раз убедились в правильности своего решения о выходе из состава Украины.

4. Недавно Крым посетили несколько депутатов Европейского парламента. Означает ли это, что в Европе нет единого отношения к этой проблеме?

Несомненно, в Европе есть политические и общественные силы, при-знающие законность воссоединения Крыма с Россией и выступающие за скорейшую отмену антироссийских санкций США и ЕС. И это не только депутаты Европарламента. После референдума Крым посетило множество иностранных делегаций. Это и парламентарии из Италии, Франции и латиноамериканских стран, и сотрудники Центра гражданских инициатив США, а также представители Великобритании, Сербии, Черногории, Чехии, Бразилии и других государств. Уверен, что эти поездки сыграли важную роль в донесении до европейской и другой международной публики правдивой информации о реальном положении дел на полуострове. Важно, что все, кто побывал в Крыму, сошлись во мнении о легитимности референдума 2014 года, признав, что своим волеизъявлением люди спасли Крым от серьёзных проблем, в том числе от возможной агрессии со стороны украинской армии. Эти поездки показали, что решение народа Крыма уважается и не ставится под сомнение и уж тем более не имеет ничего общего с «аннексией» или «насильственным захватом».

5. Что вы думаете по поводу того, что Албания и Черногория – единственные страны на Западных Балканах, присоединившиеся к санкциям ЕС и США?

Мне трудно комментировать решения этих стран. Мне непонятно, чем они руководствовались, присоединяясь к незаконным, идущим вразрез и с международным правом, и с нормами ВТО, и с их собственными экономическими интересами санкциям. Санкционная политика ЕС и США, к которой из года в год присоединяются Албания и Черногория, вызывает у нас лишь сожаление. Как известно, наша страна была вынуждена применить ответные меры, запретив ввоз в Россию практически любой албанской сельхозпродукции. Хочу напомнить, что в 2014 году, когда на Албанию эти меры ещё не распространялись, поставки её овощей и фруктов в Россию выросли в три-четыре раза буквально за несколько месяцев. Печально, что санкционная политика Тираны продолжается, нанося ущерб прежде всего ей самой.

Хотел бы также подчеркнуть, что присоединение к санкциям – дело сугубо добровольное и отнюдь не обязательное для продвижения к членству в ЕС. Вы правильно отметили, что не все страны региона избрали этот путь. В их числе, кстати, и кандидаты на вступление в Евросоюз, активно ведущие переговоры с Брюсселем. Пример Албании и Черногории говорит лишь об одном – об их готовности пожертвовать интересами своих граждан взамен на сомнительную выгоду. Как мы видим, ускоренной интеграции в ЕС им за это никто гарантировать не собирается.

Мы тем не менее сохраняем оптимизм, верим, что нам удастся преодолеть застой в двусторонних отношениях и вывести их на качественно новый уровень. Соседи Албании – Македония и Сербия – равно как и Турция, ясно демонстрируют, что устойчивое сотрудничество с Россией возможно и нисколько не противоречит европейским устремлениям.

6. Какой эффект на Россию оказывают албанские санкции? Можно ли сказать, что они чисто символические и лишь создают ненужную напряжённость между нашими странами?

Оценивая эффект албанских санкций, следует говорить не столько об экономическом, сколько о политическом ущербе, который они нанесли нашим двусторонним отношениям. Санкции усиливают атмосферу взаимного недоверия и являются одной из главных причин столь низкой интенсивности нашего диалога. Безусловно, гораздо вреднее они для самой Албании, точнее, для албанских фермеров и производителей продуктов питания, лишившихся доступа на огромный российский рынок.

Общаясь с местными бизнесменами, я часто сталкиваюсь с их досадой из-за невозможности наладить стабильное взаимодействие с Россией в сфере поставок сельхозпродукции. Многие из них высказываются против ограничительных мер и надеются на возобновление торговых связей с нашей страной в полном объеме. Мы тоже рассчитываем, что албанское руководство сделает выбор в пользу прагматичного подхода, после чего мы сможем сосредоточиться на выстраивании взаимовыгодного сотрудничества не только в сфере торговли, но и в других областях, представляющих интерес для обеих сторон.

05.10.2017 - 14:58

Читайте также

Политика Албании в лицах

Сали Бериша

Сали Бериша – президент Албании с 1992 по 1997, премьер-министр Албании с 2005 по 2013 г.

Буяр Нишани

Буяр Фаик Нишани – президент Албании с 24 июля 2012 года.

Илир Мета

глава Парламента Албании. Один из основателей Форума евросоциалистической молодежи (FRESH).

Добавить комментарий

Аватар пользователя Гость

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Forum

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>